вівторок, 12 листопада 2013 р.

Фестиваль "Повіримо в себе" стартує в Києві. Інтерв`ю для УКРІНФОРМ

Цікаве і змістовне інтерв`ю Остролуцької Лариси про фестиваль "Повіримо в себе" для УКРІНФОРМ.





Далі (рос.мова)




Киевский фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями "Поверь в себя" (тогда он имел такое название) впервые состоялся в январе 1993 года. Его инициатором выступил Союз детских и юношеских организаций города Киева при содействии Комитета по делам семьи и молодежи столицы.

Если первые фестивали проводились преимущественно с целью привлечения детей с различными нарушениями физического здоровья к активной жизни, развития их индивидуальных качеств, то начиная с IV фестиваля была поставлена иная задача - объединить детей с различными особенностями развития для проведения совместных мероприятий. С этого момента несколько изменились акценты фестиваля - он изменил и свое название на «Поверим в себя». Главными целями его стали: единство, общение и взаимная поддержка. Фестиваль, существующий более двадцати лет, в этом году пройдет уже в 22-й раз. Своим долгожительством он безусловно доказал свою востребованность. 

Откуда такой устойчивый интерес к нему со стороны детей и молодежи с инвалидностью, их родителей и социальных работников? Об этом размышляет главный специалист Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Лариса ОСТРОЛУЦКАЯ

- За двадцать лет своего существования фестиваль менял формы проведения - проходили и региональные, и республиканские конкурсы. Наш Киевский фестиваль интересен тем, что уже с десяток лет он проходит сперва в районах столицы. А победители районных туров в 9-ти различных творческих номинациях направляются уже на городской конкурс. В итоге, в конкурсе участвуют около 1600 детей и молодежи с инвалидностью из разных школ, садиков, реабилитационных центров, специализированных интернатов, общественных организаций, различных форм реабилитации. Одним словом, это - большой фестиваль, дающий возможность ребятам раскрыть свой потенциал, обменяться опытом, увидеть творческие достижения других. Примечательно, что часто победители прошлого года в одной номинации, в следующем году пробуют себя уже в новой номинации. Дети раскрепощаются. Несомненно, фестиваль дает столь мощный толчок в развитии личности, который трудно переоценить. Ведь главная его идея, чтобы дети и молодежь, принимающие участие в фестивале, и впрямь поверили в себя, почувствовали, что их творчество интересно и необходимо другим людям.
- А кто определяет победителей?
- Мы всегда приглашаем в жюри специалистов, которые судят работы ребят с профессиональных позиций. У нас нет такого подхода, мол, если это фестиваль детей с функциональными ограничениями, то мы должны делать участникам какие-либо скидки. Ведь если они артисты на сцене, то должны быть и одеты соответственно, должны доставлять радость зрителю, заставлять о чем-то задуматься, то есть нести какую-то идею, а не просто проводить время. И они это делают на сцене успешно, как настоящие артисты. Хотя, если вспомнить первые годы, когда фестиваль еще только начинался, то многих ребят родители приводили просто в спортивных костюмах. Теперь же всё по-другому. Все артисты, выступающие на сцене, знают, что нужно готовить костюмы. В этом, кстати, тоже проявляется элемент творчества. Этот фестиваль еще раз доказывает, что ребята с инвалидностью хотят учиться, хотят развиваться, хотят признания своих достижений. Мы активно работаем и с департаментом культуры столицы, и они нам предоставляют профессиональных членов жюри - преподавателей, директоров музыкальных школ, школ искусств. В результате сегодня многие школы стали принимать детей и молодежь с инвалидностью в свои учебные заведения. И не только потому, что тенденция инклюзии по примеру США и Европы сегодня определена государственной политикой, но и потому что многие руководители - члены жюри сами увидели ребят, поверили, что они многое могут. Мы считаем, что на такое результативное взаимодействие повлиял и наш фестиваль.
- Само понятие «конкурс» предусматривает дух соперничества. Нет ли во время соревнований атмосферы жесткой конкуренции?
- Нет. Атмосфера на фестивале всегда очень теплая, доброжелательная. Дети находят новых друзей, получают много общения, которого обычно им так не хватает. Это прекрасно, когда дети учатся дружить, объединяться в творчестве. Нередко во время гала-концертов мы видим совместные выступления детей из различных районов и школ. Многие участники фестиваля рассказывали о том, что тут они себя смогли почувствовать просто обычными детьми. Никто на них не смотрел с жалостью, не рассматривал из любопытства, поэтому они могли себя чувствовать радостно и уверенно.
- Как удается соблюсти принцип равных возможностей в условиях столь разных нозологий конкурсантов?
- У нас все участники в равных условиях, все имеют какую-то инвалидность. В этом наш фестиваль уникален. Но в его уникальности кроется и отрицательная сторона. Мы, конечно, заинтересованы, чтобы наш фестиваль стал интеграционным, но хотели бы, чтобы наших ребят приглашали в другие творческие проекты. Тогда, возможно, этот фестиваль перестал бы существовать как нечто уникальное, но для этого необходимо, чтобы другие детские фестивали, создавали специализированные номинации. Потому что не всегда наши ребята могут с обычными детьми состязаться на равных. Кто-то плохо запоминает движения, кто-то просто теряется перед новой аудиторией.
- Не представляю роботу жюри. Как можно объективно оценивать ребенка с инвалидностью, не делая ему поблажек?
- Члены жюри тоже жалуются, что им тяжело выбирать. А те из них, которые приходят к нам в первый раз, переживают особенно. Но затем, видя наших ребят, они забывают, что у тех есть инвалидность. Они видят талантливых и творческих людей. И так происходит всякий раз. Потом, когда идут обсуждения, к примеру, хореографического жанра, уже не задают вопрос, а какой диагноз у этого ребенка. Обсуждается композиция танца, костюм, поведение на сцене, выполнение движений, реакция на определенную ситуацию. Обсуждается артистический талант, способности каждого участника. Если это жанр изобразительного искусства, также оценивается техника, сюжет, качество выполнения работы, ее идейное наполнение. А для ребят, которые выполняют свои работы без помощи рук, у нас есть отдельная номинация - «нерукотворное искусство». Несколько лет назад у нас этой номинации не было, но теперь мы ее делаем для того, чтобы все ребята были в равных условиях и могли участвовать. К примеру, жанр «исполнительское искусство» у нас делится на три категории. Это - чтецы. А как могут соревноваться ребята, которые не говорят? У них свой язык жестов. Поэтому у нас существует отдельная номинация - жестовая песня. Для ребят, которые хотят показать свои актерские таланты, есть номинация «актерское мастерство». И члены жюри отбирают победителей исполнительного искусства среди чтецов, исполнителей жестовой песни и актеров. Отдельно среди детей и среди молодежи. Условно по одной номинации у нас получается шесть победителей. В вокально-хоровом жанре - четыре подноминации - соло, дуэт, хор и инструментально-вокальный жанр, потому что у нас есть ребята, которые сами играют и поют. Есть прекрасная рок-группа общественной организации "Студия Димфо". Ее участники сами пишут музыку и слова, прекрасно поют. Среди бывших участников фестиваля сегодня уже есть актеры, которые снимались в профессиональных фильмах, ребята не побоялись и добились результата. Я думаю, фестиваль был именно той ступенькой, стартом, который дал им эту уверенность в себе. А почему конкурс? Потому что фестиваль должен решать задачи и социализации, и интеграции детей и молодежи с инвалидностью. Ребят нужно готовить к самостоятельной жизни, чтобы не развивать в них потребительское отношение к обществу. Ведь в школах, где они учатся, они тоже получают оценки. Они должны знать, что за свой труд получают именно ту оценку, какую заслужили. Фестиваль - это повод хорошо готовиться. Мы даем им возможность стараться, учиться, реализовывать себя в каком-то новом ракурсе.
- Призы все-таки получают все?
- Да, конечно. Мы считаем, что уже то, что ребенок с инвалидностью выходит на сцену, его оценивает профессиональное жюри (и на районном, и на городском уровнях) - это большое достижение. Потому что не каждый, даже обычный, человек может похвастаться тем, что в детстве принимал участие в каком-то конкурсе, был участником аматорского смотра, получал оценки профессионального жюри. Поэтому я думаю, что для наших ребят фестиваль - это отличная возможность для развития талантов. И если одни потом изберут творческую стезю и станут своим искусством зарабатывать деньги, то для других творчество останется лишь полем общения, местом отдыха и релаксации - прекрасны оба варианта. Поэтому организаторы считают, что фестиваль свою задачу выполняет. Но как это ни покажется парадоксальным, у нас есть мечта, что когда-нибудь наш фестиваль просто перестанет существовать. Это произойдет тогда, когда будут открыты двери всех других фестивалей, которые будут принимать всех без исключения и учитывать особенности детей и молодежи с инвалидностью. Мы не только за равные права, но и за равные возможности. И было бы здорово, если бы в нашей стране все творческие фестивали включали в себя и номинации для участников с особенностями развития. От этого общество только выиграло бы.
Беседу вел Александр Козловский (УКРИНФОРМ)

Немає коментарів:

Дописати коментар